20 сентября в Киеве состоялся спуск на воду очередного десантно-штурмового катера «Кентавр». Неделей ранее морские пехотинцы с привлечением артиллерии и авиации тренировались отбивать штурм на побережьях Азовского и Черного морей
Это лишь некоторые составляющие усиления присутствия украинских вооруженных сил на Азовском направлении в ответ на агрессивные действия РФ. Немного о ситуации в Азовском море, которая выглядит все более критичной.
17 сентября 2003 года состоялась встреча президентов РФ и Украины на острове Бирючий. Леонид Кучма и Владимир Путин тогда обсудили совместное использование ресурсов Азовского моря, делимитацию акватории и конфликт вокруг острова Тузла. После резкого обострения и строительства дамбы в 102 метрах от украинской границы тогда была сделана попытка улучшения отношений.
24 декабря 2003 года в Керчи все-таки был подписан договор по Азову и Керченскому проливу. В нем указывалось, что военные и торговые суда под флагами Украины или РФ «во внутреннем море и проливе» пользуются полной свободой судоходства. Торговые корабли третьих стран могут свободно идти в украинские или российские порты, но с возможным досмотром силовиками в случае необходимости. А вот военные суда третьих стран, чтобы пройти Керченский пролив и попасть в акваторию, должны получить разрешение обеих сторон.
Таким образом, ни корабли НАТО, ни гипотетические корабли стран – союзников РФ де-юре не могут находиться в Азовском море, а согласие, в свете происходящего между соседями, на сегодня вещь откровенно фантастическая. Де-факто после аннексии Крыма в 2014 году пролив полностью контролирует РФ. А с возведением арок Крымского моста судоходство в проливе физически замедлилось – там почти всегда очередь судов как в российские, так и в украинские порты.
Спутниковый снимок. Керченский пролив и остров Тузла после постройки моста
Кроме того, есть и другие нюансы. Киев в одностороннем порядке не может провести делимитацию ни акватории, ни континентального шельфа – это улица с двусторонним движением. Морская конвенция ООН 1958 года о шельфе гласит: «Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территории двух смежных государств, граница шельфа определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия не оправдывается особыми обстоятельствами, граница определяется по принципу равного отстояния от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств».
Но где территория государства Украина по международному праву, а где де-факто? По какой карте теперь мерить срединную линию – на которой Крым украинский или где оккупанты закрывают акваторию для стрельб? Вот и получается, что исключительная экономическая зона вокруг Крыма (а это 200 миль) и территориальное море – глубоко спорный вопрос. Плюс, пользуясь Керченским договором, рыбаки с обеих сторон осуществляют лов по всей акватории.
После начала аннексии эта практика и привела к нынешнему осложнению. Порты на территории Крыма закрыты постановлением Кабинета министров Украины еще в 2014 году – любым судам, выходящим из них, можно инкриминировать как незаконный выезд с оккупированной территории, так и нарушение санкций. Что и было сделано 26 марта 2018 года во время задержания рыбацкого судна «Норд». Давление на рыбаков – это не только продолжение блокады Крыма с перекрытием канала, отключением подачи электроэнергии и чередой санкций. Это еще и совершенно ожидаемая реакция Киева на аннексию территории и захват морских платформ.
Март, 2018 год. Задержанное рыболовецкое судно «Норд». Фото пресс-службы Государственной пограничной службы Украины
На любые телодвижения у своих берегов Украина реагирует достаточно болезненно, благо опыт, чем заканчиваются договоры о сотрудничестве с РФ у нас есть – сегодня рыбаки, завтра пограничники и катера ФСБ, послезавтра боевые корабли. А на шельфе у Обиточной косы, где задержали «Норд», может быть не только камбала, калкан или бычок, но и запасы газа и нефти. На Азовском море, например, до сих пор работает месторождение Стрелковое. Нужны ли там нам в свете происходящих событий российские суда и наращивание их присутствия – вопрос риторический.
Так же ожидаемо РФ с удовольствием пошла на конфронтацию: сначала – закрывая отдельные участки пролива и акватории для проведения стрельб и учений, после – ужесточая проверки и остановки судов, следующие в украинские порты. В регион были переброшены катера и суда ФСБ, включая древний «Гриф», два ракетных катера Каспийской флотилии «Великий Устюг» и «Град Свияжск», способные нести ракетное вооружение, и совсем уже патриархи «Шмели» с башнями от танков.
ВМСУ также спешно передислоцировали в регион артиллерийские катера, к 11 сентября развернув в акватории МБАК «Лубны» и «Кременчуг». Скорее всего, спущенный на воду десантно-штурмовой катер «Кентавр–ЛК» также будет приписан к порту Бердянск, где в перспективе Украина развернет катерный дивизион и расквартирует 501 батальон морской пехоты.
Сентябрь, 2018 год. В Киеве спускают на воду первый «Кентавр». Фото пресс-службы Министерства обороны Украины
Обе стороны откровенно играют мускулами, демонстрируя флаг, опасно сближаясь катерами с командой по боевому расписанию. Но пока это элементы шоу, проекция силы. Так же, как и «блокада» – падение грузооборота порта Мариуполь за январь-август 2018 составило порядка 15%. Тогда как всего через Азовские порты переваливается 6-8% от грузооборота страны. Это неприятно, но не смертельно.
Сентябрь, 2018 год. Российский пограничный катер провоцирует на конфликт, опасно маневрируя рядом с катером Морской охраны Украины. Фото пресс-службы Государственной пограничной службы Украины
Перекрыть же сотни километров побережья и защитить каждую рыбацкую шхуну и каждое грузовое судно нереально. 22 августа был задержан российский танкер «Механик Погодин», рыбаки с обеих сторон опасаются выходить в море. Обе стороны будут усиливать военное присутствие в регионе, агрессивная риторика также будет нарастать. Причина на поверхности – слом системы безопасности после агрессии РФ против Украины.
Насколько далеко зайдут события, мы увидим в самые ближайшие месяцы. Украина развернула на побережье системы ПВО, увеличивает катерную и активно занимается воздушной компонентной, ведет переговоры с западными партнерами по поводу закупок минных тральщиков и проводит учения, готовясь защищать свои интересы в акватории Азова.
Украинский морской пехотинец во время совместных учений подразделений Морской пехоты и авиации Сухопутных войск Украины на побережье Азовского моря. Фото пресс-службы Министерства обороны Украины