Азовская петля. Станет ли она удавкой для Украины?

Автор: Кирило Данильченко
07:01 21.09.2018

20 сентября в Киеве состоялся спуск на воду очередного десантно-штурмового катера «Кентавр». Неделей ранее морские пехотинцы с привлечением артиллерии и…
Читать дальше

Азовская петля. Станет ли она удавкой для Украины?
Світлодіодне освітлення

20 сентября в Киеве состоялся спуск на воду очередного десантно-штурмового катера «Кентавр». Неделей ранее морские пехотинцы с привлечением артиллерии и авиации тренировались отбивать штурм на побережьях Азовского и Черного морей

Это лишь некоторые составляющие усиления присутствия украинских вооруженных сил на Азовском направлении в ответ на агрессивные действия РФ. Немного о ситуации в Азовском море, которая выглядит все более критичной.

17 сентября 2003 года состоялась встреча президентов РФ и Украины на острове Бирючий. Леонид Кучма и Владимир Путин тогда обсудили совместное использование ресурсов Азовского моря, делимитацию акватории и конфликт вокруг острова Тузла. После резкого обострения и строительства дамбы в 102 метрах от украинской границы тогда была сделана попытка улучшения отношений.

24 декабря 2003 года в Керчи все-таки был подписан договор по Азову и Керченскому проливу. В нем указывалось, что военные и торговые суда под флагами Украины или РФ «во внутреннем море и проливе» пользуются полной свободой судоходства. Торговые корабли третьих стран могут свободно идти в украинские или российские порты, но с возможным досмотром силовиками в случае необходимости. А вот военные суда третьих стран, чтобы пройти Керченский пролив и попасть в акваторию, должны получить разрешение обеих сторон.

Таким образом, ни корабли НАТО, ни гипотетические корабли стран – союзников РФ де-юре не могут находиться в Азовском море, а согласие, в свете происходящего между соседями, на сегодня вещь откровенно фантастическая. Де-факто после аннексии Крыма в 2014 году пролив полностью контролирует РФ. А с возведением арок Крымского моста судоходство в проливе физически замедлилось – там почти всегда очередь судов как в российские, так и в украинские порты.

Спутниковый снимок. Керченский пролив и остров Тузла после постройки моста

Кроме того, есть и другие нюансы. Киев в одностороннем порядке не может провести делимитацию ни акватории, ни континентального шельфа – это улица с двусторонним движением. Морская конвенция ООН 1958 года о шельфе гласит: «Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территории двух смежных государств, граница шельфа опре­деляется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия не оправдывается особыми обстоятельствами, граница определяется по принципу равного отстояния от ближайших то­чек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств».

Но где территория государства Украина по международному праву, а где де-факто? По какой карте теперь мерить срединную линию – на которой Крым украинский или где оккупанты закрывают акваторию для стрельб? Вот и получается, что исключительная экономическая зона вокруг Крыма (а это 200 миль) и территориальное море – глубоко спорный вопрос. Плюс, пользуясь Керченским договором, рыбаки с обеих сторон осуществляют лов по всей акватории.

После начала аннексии эта практика и привела к нынешнему осложнению. Порты на территории Крыма закрыты постановлением Кабинета министров Украины еще в 2014 году – любым судам, выходящим из них, можно инкриминировать как незаконный выезд с оккупированной территории, так и нарушение санкций. Что и было сделано 26 марта 2018 года во время задержания рыбацкого судна «Норд». Давление на рыбаков – это не только продолжение блокады Крыма с перекрытием канала, отключением подачи электроэнергии и чередой санкций. Это еще и совершенно ожидаемая реакция Киева на аннексию территории и захват морских платформ.

Март, 2018 год. Задержанное рыболовецкое судно «Норд». Фото пресс-службы Государственной пограничной службы Украины

 На любые телодвижения у своих берегов Украина реагирует достаточно болезненно, благо опыт, чем заканчиваются договоры о сотрудничестве с РФ у нас есть – сегодня рыбаки, завтра пограничники и катера ФСБ, послезавтра боевые корабли. А на шельфе у Обиточной косы, где задержали «Норд», может быть не только камбала, калкан или бычок, но и запасы газа и нефти. На Азовском море, например, до сих пор работает месторождение Стрелковое. Нужны ли там нам в свете происходящих событий российские суда и наращивание их присутствия – вопрос риторический.

Так же ожидаемо РФ с удовольствием пошла на конфронтацию: сначала – закрывая отдельные участки пролива и акватории для проведения стрельб и учений, после – ужесточая проверки и остановки судов, следующие в украинские порты. В регион были переброшены катера и суда ФСБ, включая древний «Гриф», два ракетных катера Каспийской флотилии «Великий Устюг» и «Град Свияжск», способные нести ракетное вооружение, и совсем уже патриархи «Шмели» с башнями от танков.

ВМСУ также спешно передислоцировали в регион артиллерийские катера, к 11 сентября развернув в акватории МБАК «Лубны» и «Кременчуг». Скорее всего, спущенный на воду десантно-штурмовой катер «Кентавр–ЛК» также будет приписан к порту Бердянск, где в перспективе Украина развернет катерный дивизион и расквартирует 501 батальон морской пехоты.

Сентябрь, 2018 год. В Киеве спускают на воду первый «Кентавр». Фото пресс-службы Министерства обороны Украины

Обе стороны откровенно играют мускулами, демонстрируя флаг, опасно сближаясь катерами с командой по боевому расписанию. Но пока это элементы шоу, проекция силы. Так же, как и «блокада» – падение грузооборота порта Мариуполь за январь-август 2018 составило порядка 15%. Тогда как всего через Азовские порты переваливается 6-8% от грузооборота страны. Это неприятно, но не смертельно.

Сентябрь, 2018 год. Российский пограничный катер провоцирует на конфликт, опасно маневрируя рядом с катером Морской охраны Украины. Фото пресс-службы Государственной пограничной службы Украины

Перекрыть же сотни километров побережья и защитить каждую рыбацкую шхуну и каждое грузовое судно нереально. 22 августа был задержан российский танкер «Механик Погодин», рыбаки с обеих сторон опасаются выходить в море. Обе стороны будут усиливать военное присутствие в регионе, агрессивная риторика также будет нарастать. Причина на поверхности – слом системы безопасности после агрессии РФ против Украины.

Насколько далеко зайдут события, мы увидим в самые ближайшие месяцы. Украина развернула на побережье системы ПВО, увеличивает катерную и активно занимается воздушной компонентной, ведет переговоры с западными партнерами по поводу закупок минных тральщиков и проводит учения, готовясь защищать свои интересы в акватории Азова.

Украинский морской пехотинец во время совместных учений подразделений Морской пехоты и авиации Сухопутных войск Украины на побережье Азовского моря. Фото пресс-службы Министерства обороны Украины

Великий Київ у Google News

підписатися