Быть киевлянином во времена Гетманщины

Автор: Кирило Данильченко
09:00 10.08.2018

Мы уже прожили с вами один день с киевлянами времен княжеской эпохи, а сегодня отправимся в Киев времен гетманов.  Гетманщина…
Читать дальше

Быть киевлянином во времена Гетманщины

Мы уже прожили с вами один день с киевлянами времен княжеской эпохи, а сегодня отправимся в Киев времен гетманов.  Гетманщина – период военного и политического управления запорожских казаков начиная со времен восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году и заканчивая реформированием сотенного управления в имперские губернии в 1782 году. Что же означало быть киевлянином 370 лет назад в эпоху казачества?

Быть свободным

Киев получил Магдебургское право в 1497 году – горожане выбирали пожизненного городского судью (войта) и бургомистра, получили в управление магистрат и свою судовую систему. Никакой повинности, никакой барщины (крестьяне должны были отработать на пана до пяти дней в неделю), никаких предоставлений возов для армии и натурального оброка – заплатил налоги и спи спокойно. Двенадцать лавочников с войтом составляли городской суд – оспорить его решение мог только королевский суд. Да и то убийц и насильников могли в рамках дознания предать пыткам и казнить, с апелляцией успеть получалось не у всех.

Фото: Колонна Магдебургского права

Войт получал 80 ведер водки, персональную землю на Оболони, четверть всех штрафов города и до 10 тысяч грошей в год (для сравнения поросенок обходился в восемь грошей) – уйму денег. В магистрат избирались до 24 человека райцев вместе с писарем. Ими управлял бургомистр – это был распорядительный орган, что-то вроде КГГА сегодня.  На деньги города нанимали палача, пристава, комиссара, занимавшегося межеванием земли и городничего, занимавшегося вопросами ЖКХ – от рынков до бань. Свобода производить спиртные напитки, свобода ярмарок, рыбалка без разрешения местных властей, освобождение от ремонтных работ стен и многострадального киевского замка.  Если учесть, что в городах Гетманщины жило только 6-7% населения, а в Киеве до 15 тысяч людей из трех миллионов жителей Гетманщины, то это было круто. Оазис свободы, без вариантов.

Фото: макет Киевского замка

«Дойдя под Ружин из Махновки увидели мы совсем другой край, будто землю обетованную полную хлеба и пасек, копны на полях, достаток всего и обилие скота»

Кампания под Белую Церковь, дневник польских офицеров.  

Поднимать ВВП

Из переписи 1666 года сохранилась только часть данных: из 684 мещан с подворий треть была купцами, а треть работала на «производстве». Казацкий КВЭД был впечатляющим – горожане варили мыло, вырезали гребни из кости, обрабатывали кожи, шили одежду. По рядам ходили калачники с выпечкой, на Подоле работали семь мясников, один слесарь и один специалист по саблям, три кузнеца и до десятка пекарей. Были специальные объединения мастеров – цеха. Колбасный, колесный, швейный, бочарный (больше двух десятков, включая экзотику вроде овчинного), без оплаты цеховых сборов, работающих ждал штраф – 10 злотых, цена хорошей коровы.

Фото: Выдубицкий монастырь

Существовало солодовое производство, несколько частных винокурен и городской пивовар «на балансе» бюджета. Под Киевом в Выдубицком монастыре организовано свое стеклодувное производство, множество горожан в пригородах держали пасеки, была у киевлян своя воскобойня, кирпичный завод под эгидой доминиканцев. Половина злотого «с дыма» (одного двора с печью) в год налога, цеховые сборы, шинкари платили особый налог на шинок, если в нем был погреб для меда и вина – почти 4,5 золотых карбованца в год (после подписания Переяславского договора в Гетманщине ходили и злотые, и червонцы). После хорошей работы хорошо отдыхали – в корчмах и шинках, заказывая «горячее вино», наливки и нехитрую снедь.

«Грунт к Днепру за бернардинами подле грунту Лейзора арендатора жида. Там был деревянный типографский двор между сим жидом и садом Кучовского, где ведьмы слетались. С сего грунта мы сбирали чиншу тридцать злотых»

Петр Развидовский, монах доминиканец о Киеве до восстания Хмеля.

Служить в армии

Фото: реестровые казаки

Попасть в реестровое казачество тогда было социальным лифтом для городской бедноты и бобылей. Богатые мещане не спешили записываться в армию выбираясь в магистрат и промышляя торговлей – мельники владеющие мельницами, греческие торговцы с Портой, чумаки, шинкари, кузнецы производящие пушки или колокола старались стать, если не райцами и судьями, то получить место писарей, канцеляристов, переводчиков, часовщика,  вырвать преференции на торговлю или производство. Бедняки и середняки записывались в казачество – в Киеве и окрестностях стояло 17 сотен Киевского полка, 1792 человека и 186 бойцов полковой сотни.

Фото: вид Замковой горы (Киселевки) в XVII веке

В общей массе это немного, в тех же крохотных Черкассах было приписано 13 сотен, к тому же Хмель своим универсалом освободил киевлян от кормовых повинностей и подвод, поэтому столичные военные как сыр в масле не катались. Годовая зарплата реестрового казака была меньше, чем стоил средний конь под седло, но зато вывод из-под юрисдикции всех судов, кроме полкового и запорожского, и освобождение от налогов стоили выделки.

Фото: Богдан Хмельницкий

Суды за места под покос или выпас скотины, различные тяжбы за землю и пригородные села, жалобы мещан на требования корма для коней. Говорят, что военная администрация пользовалась неподсудностью в городском суде на все 100%  – сам киевский полковник Жданович вроде  как «отжал» у магистрата мельницу в Котырях. Казаки торговали и военной добычей – киевлянин Дмитрий Федорович привез на рынок Калуги изысканную посуду, часы и полпуда серебряного лома, а после того, как царь в 1649 году освободил запорожцев от налогов, казаки скупали соль, селитру, закупали самопалы в Оружейной палате, часто расплачиваясь посудой, украшениями и оружием с камнями.

Фото: памятник Богдану Хмельницкому

Сражаться за свободу

«…В то ж время выгорел весь город с немногими останки, в первых церковь соборная каменная Пресвятыя Богородицы, торг, лавки, ратуш, пивоварня, клеть с зелием, хлебницы, важня, дом гостинный, дворы ратушные, дворы шляхетские, а в церкви все книги старовечные на данье земель… подтверженья и подлинные привилея…»

Запись Киевского магистрата после взятия Киева князем литовским Радзивиллом.

В начале августа 1648 года киевляне поддержали восстание Хмельницкого – бургомистр Киева с отрядом мещан и казаков разгромил группу монах доминиканцев, отбил у них 28 тысяч злотых и отправил эти деньги на Сечь. 11 декабря горожане вырезали гарнизон, заняли обветшалый замок, захватили ратушу на Подоле – поддерживающий католиков войт Андрей Ходыка сбежал из города, чудом не отведав днепровской воды. Киевский полк вел тяжелые бои на севере Киевского воеводства, сражался с литовскими войсками в Вышгороде, принимал участие в обороне от великого гетмана Радзивилла. Под давлением мещан и митрополита полковник Жданович вывел войска из города – литовцы пообещали не предавать Киев мечу. В июле 1651 года оккупанты подожгли Подол, разграбили шесть церквей, сняли с них колокола и оправили Днепром в Литву. В сентябре того же года после удачной битвы у Белой Церкви Хмель выбил врага из города, а 1654 году киевский полк, мещане и прибывшие на помощь стрельцы из Московии возвели на Старокиевской горе крепость с насыпными валами и пушками, чтобы не допустить повторения трагедии.

Фото: Ивасюк Н. И. «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев»

Жить в одном из самых богатых и свободных городов страны, хорошо зарабатывать, участвовать в разборках за землю и бизнес, защищать свой дом от врагов – это история про Киев в любом веке. Полторы тысячи лет – полет нормальный.

Великий Київ у Google News

підписатися