Главные городские архитекторы в истории Киева

Автор: Надія Музлова
15:33 01.10.2018

Каждый раз, подходя к Киевской мэрии, размышляю, знают ли те, кто собирается здесь в сессионные дни, что вот это здание,…
Читать дальше

Главные городские архитекторы в истории Киева
Світлодіодне освітлення

Каждый раз, подходя к Киевской мэрии, размышляю, знают ли те, кто собирается здесь в сессионные дни, что вот это здание, в десяти шагах от парадной двери, горело в 1941-м, а эти сколы на оконных арках – результат бушевавшего огня. Перестроив почти всю улицу и близлежащие кварталы, предыдущие архитекторы оставили нам эти памятные знаки

В этот понедельник, 1 октября, отмечается Всемирный день архитектуры, а значит, истории и, как оказалось, политики.  

Первый городской архитектор

Более двухсот лет назад Киев жил как три отдельных города: Подол, старый княжий град и Печерск, а между ними пролегал Крещатый яр. Прибывший в Киев архитектор Андрей Миленский прокладывает Владимирский спуск для соединения Подола с Печерском.  А вырытую землю при строительстве ссыпают в овраги Крещатого яра. Эту местность архитектор планировал сделать осью нового Киева.  Андрей Меленский и есть первый городской архитектор. Документы об утверждении такой должности в 1799 году нашел в петербургских архивах известный исследователь киевской старины Михаил Кальницкий. Он же проследил развитие этой должности в истории Киева.

Владимирский (Александровский) спуск. Фото: crafta.ua

Первый официальный градостроитель инвентаризировал все строения, разработал план застройки Киева, а на будущем Крещатике наметил более сотни участков под усадьбы. Его творения можно до сих пор увидеть в городе – например, церковь Рождества Христова на Почтовой площади, Крестовоздвиженская церковь под Замковой горой.

Фото Константин Ильянок. Церковь Рождества Христова на Почтовой

До этого в Киеве был популярно барокко в его украинском или казацком варианте. Меленский же строил в преобладавшем тогда в Российской империи стиле классицизма, но постарался адаптировать его под киевский ландшафт. Кстати, основной идеей его архитектуры было не нарушать живописность холмистых пейзажей и максимально вписаться в территорию. Ну а разницу стилей можно увидеть на примере Музея гетманства на улице Спасской: первый этаж – казацкое барокко, второй – достройка Меленского в ходе реконструкции после страшного подольского пожара 1811 года.

Этого архитектора историки и искусствоведы вспоминают с благодарностью. Хотя XVIII век был нелегким с точки зрения архитектуры: здания строились по типовым чертежам трех видов: фасад на семь окон, пять и три. Любые оригинальные проекты надо было согласовывать в Петербурге и получать царское одобрение.

Жилые дома и водопроводная система

До революции в должности главного архитектора успели потрудиться около десяти градостроителей. В середине столетия разработкой генерального плана застройки Киева вместе с другими архитекторами занимался Людвиг Станзани. Он также возводил здания в стиле позднего классицизма. Его наследие – памятники архитектуры местного значения, такие как дом Балабухов на улице Сагайдачного и дом Благотворительного общества на Лютеранской. Есть и памятник архитектуры национального значения – усадебный дом на Грушевского.

Фонтаны Термена (проект А. Шиле)

Еще один известный зодчий Александр Шиле – автор серии фонтанов в Городском и Мариинском парках, в сквере возле Золотых ворот и возле театра им. Франко. Этот архитектор уделил немало внимания созданию водопровода – проектировал технические сооружения. Фильтровальная станция на Владимирском спуске, несмотря на свое утилитарное назначение, была похожа на маленький замок. А в водонапорной башне в парке над Европейской площадью действует Музей воды. Одно из самых известных его творений есть на многих открытках и фотографиях довоенного Киева – здание городской думы на Майдане Незалежности.

Городская дума. Киев. 1911

Главных архитекторов – тоже три

Ближе к концу XIX в. городских архитекторов становится одновременно несколько. После реформы 1870 года местные власти получили право утверждать проекты обывательской застройки. Для этого городская управа нанимала нескольких архитекторов, за каждым из которых закреплялся определенный административный район. Именно в этот период работает известный в Киеве Владимир Николаев. Он считается одним из самых плодовитых архитекторов – на его счету десятки сооружений. Тем не менее оценки его творчества противоречивы.

Он автор здания нынешней Национальной филармонии Украины, Трапезной церкви Киево-Печерской лавры, еще нескольких церквей, разрушенных в XX столетии. В особняке Гальперина теперь находятся комитеты Верховной Рады. Особым размахом отличался проект колокольни при Киево-Троицком монастыре. Замысел был настолько грандиозен, что еще до начала строительства колокольня была нарисована на подарочных открытках с видами Киева. Однако ему не суждено было осуществиться.

Колокольня Свято-Троицкого монастыря (проект не реализован). Фото: http://iona.kiev.ua

Нередко архитектору приходилось экономить. Так, памятник Богдану Хмельницкому долгое время не имел постамента и стоял просто на кирпичах. Но к юбилею крещения Руси городскому архитектору надо было устроить площадь, и он предложил свой вариант, отказавшись даже от гонорара. Поначалу киевляне были не очень довольны, а потом, как водится, привыкли.

Далее были Александр Кривошеев и Павел Алешин. Последний создал проект здания Педагогического музея и особняка Ковалевского на ул. Пилипа Орлика, которому посвящена целая книга. В его облике соединились разные стили, внутри была комната, устроенная как купе поезда – в память о знакомстве заказчика с женой именно в поезде. А снаружи вы не найдете водосточных труб – они спрятаны в ниши, зато найдете самого Алешина – в виде кота на одном из фасадов.

Особняк Ковалевского, закрыт для посещений, числится на балансе администрации президента Украины

Советский период

Период становления советского государства для архитектуры был очень непростым, скорее даже драматичным. Разрушение исторических памятников, в первую очередь храмов, и гигантомания. Чего только стоит проект правительственного квартала, ради которого взорвали Михайловский Златоверхий и готовили такую же участь Софии Киевской. Выступить против – значило рисковать жизнью. В этот период многое решал личный подвиг одного человека.

Так, пусть и не главный архитектор города, но широко известный на весь Советский Союз и за его пределами Иосиф Каракис отказывался строить здание нынешнего Музея истории Украины на отведенной под него территории – в аккурат на фундаментах Десятинной церкви. Архитектор медлил с проектом, и ему пояснили: не согласишься ты – найдем другого, более сговорчивого. Тогда зодчий создал проект, по которому максимально отодвинул здание к склону горы и оставил свободной территорию самой Десятинной.

Национальный музей истории Украины 

В послевоенный период Киевом занимаются по очереди Александр Власов, Анатолий Добровольский и Борис Приймак. Все трое участвовали в возрождении Крещатика. Первоначально руководитель группы по реконструкции главной улицы Украинской Республики был А. Власов. Тогда улицу расширили в два раза и сделали ассиметричной – с каштановым бульваром вдоль жилой линии застройки. Возведение главных зданий началось в 1949-м, незадолго до отъезда главного архитектора в Москву.

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

Кстати, как горел Крещатик, можно увидеть на примере здания № 32, совсем рядом с мэрией. Темный фасад со сколотыми арками окон – температура была такой высокой, что даже камень рушился. А напротив него – красивый ажурный комплекс, украшенный керамикой и майоликой, сказалось пристрастие Добровольского и Приймака к летним работам на воздухе в украинской глубинке. К сожалению, на подходе к Майдану в советской стране стали действовать другие принципы градостроения и нынешняя гостиница «Украина» вышла в своем значительно усеченном виде, да еще и без задуманной внешней отделки.

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

«У Киева есть свое лицо»

Кстати, примерно на том месте, где теперь гостиница «Украина», до войны стоял первый небоскреб всей Российской империи – дом Гинзбурга. Грандиозное строение выделялось на общем ландшафте города, но не устояло во время взрывов. Это место, видимо, так и манит архитекторов, толкая их на невероятные планы. Наиболее известный городской архитектор независимой Украины Сергей Бабушкин здесь тоже видел в будущем просто космическую высотку. Возможно, подготавливаясь к ее проекту, зодчий создал оригинальный наземный корпус торгового центра.

Фото: Константин Ильянок «Большой Киев»

Проект Архитектурного бюро С. Бабушкина с сайта www.the-village.com.ua/

В активе этого архитектора реконструкция Майдана Незалежности, торговые центры «Глобус», «Караван», «Квадрат», бизнес-центры «Парус», «Леонардо» и «Миллениум». Больше ничего и добавить не хочется.

Нынешний главный архитектор Киева Александр Свистунов уже шестой на этой должности после Бабушкина и, кстати, выходец из его мастерской. В интервью «Большому Киеву» он рассказал, что сегодня данная должность не подкреплена соответствующими полномочиями и с градостроительным советом уже так, как раньше, не считаются.

Великий Київ у Google News

підписатися