Как не заблудиться в трех буквах

Автор: Анастасия Рымар
13:52 08.11.2016

Многие участники русско-украинской войны, вернувшись с фронта, ведут активную деятельность: открывают бизнес, становятся известными блогерами, пробуют себя в политике. Тем…
Читать дальше

Как не заблудиться в трех буквах

Многие участники русско-украинской войны, вернувшись с фронта, ведут активную деятельность: открывают бизнес, становятся известными блогерами, пробуют себя в политике. Тем не менее имидж ветерана боев за независимость Украины далек от идеального. «Образ «атошника» воспринимается 50 на 50. Ощущается, что есть заказ на дискредитацию воинов. Я не исключаю, что он поддерживается и внешне, но это внутренний заказ», — утверждает эксперт по коммуникациям Ксения Мацкевич

Повседневную жизнь блогера Марии и ее новорожденной дочери Соломии в Instagram отслеживает почти восемь тысяч человек. Ее муж — участник боевых действий на Донбассе, ему посвящены многие посты Марии. «Мой муж — «атошник», а я очень горжусь настоящими мужчинами. А еще у военных все четко, поэтому я вышла за него замуж после первого свидания», — рассказывает она «Большому Киеву». Пока муж был на фронте, Мария выкладывала в социальной сети фотографии, показывающие, как она с дочкой его ждет, и сделала популярным тег #женагероя.

 Лицом к лицу

«Образ ветерана в нашем обществе меняется в зависимости от длительности и характера протекания войны. Если в 2014 году ветеран пользовался непоколебимой репутацией героя с железным авторитетом, то сейчас общество чувствует усталость от войны, а вместе с тем и от самих воинов. И это лишь начало. Скоро общественное мнение эволюционирует до недовольства или даже злобы», — считает боец «Правого сектора», поэт и исполнитель Алексей Бык

При отсутствии целенаправленной информационной политики государства граждане Украины всякими способами пытаются абстрагироваться от военных действий, отмечает собеседник «Большого Киева». Уже не первый месяц волонтеры жалуются на резкое падение объемов помощи бойцам. Однако, по словам Ксении Мацкевич, хотя людей, готовых помогать фронту и ветеранам, уже не так много, они очень активны в информационном поле. 

Впрочем, фронтовики признаются, что в дискредитации образа участника АТО отчасти виноваты они сами. «Алкоголизм, драки, невозможность сосуществования в социуме, другие «заскоки» — прямые последствия посттравматического синдрома. Но иногда они объединяются с банальным криминалом — мародерством и торговлей оружием», — перечисляет Бык. Опираясь на такие факты, считает он, СМИ создают негативный стереотип относительно всех участников боевых действий последних двух лет.

Отдельным строем

В политике позитивный образ ветерана — защитника страны активно используется с самого начала войны. «Во время выборов, если человек в камуфляже был на билборде, он автоматически занимал второе или третье место в списке. Все партии использовали бойцов на выборах», — вспоминает политический эксперт Денис Богуш.   

Однако в последнее время на фоне ухудшения имиджа ветерана-героя и неудовлетворительной работы в Верховной Раде депутатов-комбатов, к которым было приковано внимание общественности, многие партии отказываются от использования участника войны как рекламного лица. В то же время наблюдается тенденция объединения самих ветеранов АТО, которые не примыкают к каким-либо политическим силам (политические партии «Правый сектор» и «Национальный корпус»), с ориентацией на социально активного и неравнодушного к войне на востоке страны избирателя.

Сделай сам

На запрос «Большого Киева» Министерство информационной политики отвечает, что чиновниками проводится «комплексная работа» по созданию позитивного имиджа воина АТО. Основное направление — совместная с Министерством обороны коммуникационная кампания «Достоинство. Воля. Победа», направленная на поддержку четвертой и пятой волн мобилизации. В ее рамках Мининформполитики разместило 4,7 тыс. билбордов и более 1,2 тыс. лайтбоксов. Среди прочих достижений министерства, в частности, упоминается распространение тематических постеров ко Дню защитника Украины и аудиокниги Сергея Лойко «Аэропорт». При этом, по официальной информации, ни один участник АТО к работе Министерства информационной политики за все это время не привлекался.

Ветеран русско-украинской войны, «киборг» и поэт-писатель Максим Музыка уверен, что человек, который прошел через испытания войной, может быть более эффективным, чем те, кто этого не пережил. «Ветеран может стать примером того, как следует использовать дар жизни, который он получил. Он может использовать жизнь для воплощения большей цели, чем просто есть, пить, спать и развлекаться», — говорит собеседник «Большого Киева». Сам ветеран, вернувшись с фронта, продолжает вести курсы самообороны, которые открыл еще во время Майдана — сейчас Музыка обучает киевлян makoto dojo.

«Большой Киев» неоднократно рассказывал об успешных ветеранских проектах и их инициаторах, в частности, о , открывшем Pizza Veterano, и Александре Матяше, который запустил производство по пошиву трусов. Именно такие активные и успешные ветераны, утверждает Ксения Мацкевич, нивелируют тот негативный фон, который нарастает в информационном пространстве.