Киев мистический

Автор: Надія Музлова
14:33 31.10.2018

Как легенды и предания города могут стать не просто темой шутливой или захватывающей экскурсии, но одним из брендов города. Ведьмы –…
Читать дальше

Киев мистический
Світлодіодне освітлення

Как легенды и предания города могут стать не просто темой шутливой или захватывающей экскурсии, но одним из брендов города. Ведьмы – все родом из Киева, только здесь их принимали как есть и не жгли на кострах. Маги посещали город в начале XIX века

Святые стены тысячелетних храмов живут в одном городе с «проклятыми» домами, повторяющими судьбы хозяев. Как складывалась мистическая аура Киева и зачем она нужна сегодня – в материале «Большого Киева»

Самая известная и, возможно, сама давняя мистическая составляющая Киева – ведьмы. Хотя они распространены в Европе и имеют там есть свои резиденции, так называемые брокен, места сбора на шабаш, которые находились в основном в северных странах. Самые южные лысые горы и одновременно места сборищ всех славянских ведьм размещены в Киеве. Известный составитель словаря В. Даль в работе «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» писал: «Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…».

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В XVII веке проповедник Петр Развидовский писал о ведьмах, слетавшихся в окрестности бернандинского монастыря – на Замковую гору, возвышающуюся над Андреевским спуском. В своих воспоминаниях жители и даже градоначальники Киева лысой горой называли разные местности Киева, вплоть до песчаной гряды на левом берегу над Чертороем.

Такой мистической истории, пожалуй, не имел ни один город Российской империи, и это отразилось в художественной литературе. Гоголевский «Вий» хоть и вошел в сборник «Миргород», однако действия повести начинаются в Киеве, а повесть содержит детали подольского быта. Летающими на метле представлены киевлянки и в юмористической поэзии А. Пушкина «Гусар». «Не жена, а колдунья» досталась Н. Гумилеву. А у Ивана Нечуя-Левицкого в «Кайдашевій сім’ї» отразились другие легенды – об Андреевской церкви и источниках, спрятанных под горой.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Где сегодня собираются ведьмы

В Киеве есть специфическое место, где можно отведать черных вареников и обратиться к профессиональной гадалке. Это ведьма-бар «Лиса гора». «Киев считался параллельно столицей религиозной и столицей ведьм на славянских землях. Здесь не жгли ведьм, не было инквизиции, а споры между ними разбирались в судебном порядке. Одна женщина пожаловалась в суд на соседку, которая якобы выкрала молоко прямо у коровы; и суд, признавая магические действия, постановлял оплатить похищенное молоко, но за колдовство не наказывал», – рассказывает одна из основательниц заведения Олеся Остафиева.

Такие женщины славились как знахарки, собирали травы, им нужно было обмениваться опытом, но в городе магдебургского права, где все объединялись в цеха, они не имели права создавать свое общество. Потому и собирались на горах, сушили растения, распевали песни и устраивали танцы. Теперь у них есть свое законное место в Киеве. Здесь соответствующий интерьер и меню, приходят профессиональные тарологи. Но все ритуалы больше общего характера: на привлечение любви вообще, а не чьей-то конкретной, на гармонизацию личности. Вмешиваться в чью-то судьбу считают в баре непозволительным.

Несмотря на то что никакой специальной рекламы не было, бар уже знают иностранные гости. Летом в Ведьма-баре проводились съемки для канадского телепроекта о туризме. Недавно была большая группа китайских туристов. «Раньше у нас в списке требований для сотрудников знания английского языка не было, теперь уже включаем», – делится хозяйка заведения. 

Родом из Киева

Киевская ведьмовская тематика вошла и в роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который особенно хорошо показывает, сколько всего необычного можно найти в этом городе.  Именно в Киеве прошла для широкой публики скандальная театральная постановка «Царь Иудейский» авторства великого князя Константина Романова.

Августейший поэт опирался на отрывок из Евангелия от Иоанна и объяснял предательство Христа политическими мотивами: иудеи ожидали Мессию, освободителя от римской власти, поэтому священнослужители испугались, что приход Христа спровоцирует революцию, кровавую резню, и решают пожертвовать одним ради спасения многих. Пьеса содержала описания быта и духа эпохи, а постановка имела красочные исторически верные декорации и костюмы. Но в Санкт-Петербурге она демонстрировалась в рамках «открытых репетиций» и не была доступна широкому кругу. В Киеве был аншлаг на представлении. С этого начинают складываться ершалаимские главы булгаковского романа.

Воланд – профессор черной магии, предлагающий поэту Бездомному сигареты любой марки из своего портсигара, сеанс магии в Варьете с денежными фокусами и дамскими переодеваниями – все это было в Киеве еще до рождения самого писателя. В 1820-1830 годах наш город посещали известные иллюзионисты. Чтобы не иметь конфликтов с церковью, они именовали себя профессорами магии, а свои представления – «химические и  физические опыты». Бартоломео Боско устраивал фокусы с деньгами, которые то множились, то таяли как снег, пишет в книге «Рождество и Новый год в старом Киеве» А. Макаров.  Карл Герман для публики наливал из «неистощимой» бутылки спиртное разных видов на заказ и раздавал дамам заграничные туалеты.

Иллюзионист Карл Герман от fakty.ua

Киевский бал Воланда

После всего этого кажется странным, что никто до сих пор не додумался организовать костюмированное мероприятие в Киеве. Тем более что сто лет назад такие маскарады здесь любили, устраивали в клубах и театрах, особенно на Новый год.

Сегодня, 31 октября, состоится Киевский бал Воланада. Организаторы обещают мистическую атмосферу, световое шоу, свита будет встречать гостей на входе, балет – развлекать на сцене, будут сеансы магии и выбор новой хозяйки бала. Мероприятие в первую очередь – для любителей романа Булгакова и читающей публики, говорит организатор Олеся Остафиева. Потому претендентки на роль Маргариты должны разбираться в произведении, а не только в одноименном фильме.

Всем гостям бала выдадут соответствующий документ на случай, если дома или на работе спросят, – все как у М. Булгакова

Мероприятие еще до своего начала уже наделало много шуму в интернете: начиная от вопросов, можно ли прийти нагими, заканчивая обвинениями чуть ли не в сатанизме. На первое организаторы отвечали, что ориентируются на публику читающую и интеллектуальную, а значит, и вкусы у гостей должны быть изысканными, а не распущенными. А по поводу второго – теперь можно хорошо представить, каково жилось самому писателю, ему еще повезло, что церковь тогда не имела права голоса.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Кстати, критика относительно бала недалеко от Андреевского спуска, на мой субъективный взгляд, надумана. Мало кто в Киеве не знает, что одна из классических лысых гор – Замковая. Собственно, с ее историей, местами мрачной, и связывают появление легенд о ведьмах. После того как Киев вошел в состав Великого княжества Литовского, на горе выстроили замок и крепость для литовской администрации. А воевода в числе прочих выполнял функции судебной власти. Наиболее суровые приговоры исполнялись прямо у подножия горы, которое так и называлось – лобное место. Отсюда в народ пошли страшные истории, мистические легенды.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Почему в Киеве?

Однако сами киевлянки с такой трактовкой не согласны. Раз уж гонений на ведьм и женщин вообще не было, значит, не было к ним и претензий ни со стороны народа, ни со стороны церкви. Сегодня многие забыли народные женские обряды и обычаи. Восполнить эту утрату старается киевская писательница Лада Лузина.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

У писательницы уже вышла книга «Волшебные традиции украинок», теперь она заканчивает работу над книгой «Киев. Город Ведьм». «Многие украинские традиции народных празднований таковы, что, глядя со стороны, непосвященный человек подумал бы, что видит шабаш ведьм: и голые женщины, и голые женщины на метлах, и женщины, которые собирают травы и варят их в котле, и женщины, которые издеваются над мужчинами (брыксы – народное 8 марта. – Ред.) – это все правда. Это все народные традиции украинок, 80% таких праздников широкой публике неизвестны», – говорит Лада Лузина.

Кстати, именно здесь и кроется объяснение, почему у нас к магическим женщинам относились терпимо. «На Западе во времена инквизиции считалось, что нельзя колдовать, не обратившись к дьяволу. У нас, в Украине, чтобы лететь на шабаш, ведьме нужно было лишь раздобыть тирлич-траву, поясняет писательница. –  Другой вопрос, что найти ее можно было только на киевской лысой горе, не при свете дня и только голой и с определенным приговором. То есть западная ведьма замешана на зле и на дьяволе, у нас ведьма – это женщина, которая знает тайны природы».

Самый интересный вопрос: почему именно Киев стал центром легенд, ведь праздники были всеукраинским? По словам писательницы, ряд этнографов поясняют это так: до крещения Киев был центром языческого культа, и это перешло в народные традиции, а потом переросло в истории о киевских ведьмах.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Шумиха на Хэллоуин

В последнюю неделю октября в кафе и ресторанах – тыквы и летучие мыши. А у нас – статья о ведьмах и мистике. Зачем такая шумиха? – наверняка подумают многие. Действительно, у нас есть свои традиции, и они совпадают с общемировыми.

Аналогии между Хэллоуином и нашими традициями можно найти в новой художественной книге Лады Лузиной «Джек-потрошитель с Крещатика». Действие происходит в 1888 году, в том числе в конце октября, когда полмира отмечает Дни мертвых: с 31 на 1 – Хэллоуин, 1-2 ноября – День мертвых в Мексике, славянские Диды начинаются с 21 октября. «Официально празднуют Дмитриевскую субботу накануне Дмитрия Солунского, – рассказывает Лада Лузина. – Это время, когда надо вспоминать своих предков, надо их кормить, ставить кутью на подоконник, чтобы предки пришли и поели, тогда они будут охранять своих потомков. И это заметно перекликается с традицией Хэллоуина, когда разряженные дети говорят: сладость или гадость».

Смысл этих обрядов отлично показан в душевном и красочном мультфильме «Тайна Коко», лейтмотив которого: никогда не забывай родных. 

С такой историей Киев вполне имеет право стать центром ярких, интересных проектов: от литературы до фестивалей. И тыква не помешает кутье, главное – сварить ее у окошка поставить. В прямом или переносном смысле.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Великий Київ у Google News

підписатися