Киев – новый Иерусалим Восточной Европы

Автор: Григорий Мельничук
07:01 24.10.2018

На фоне событий вокруг предоставления Томоса об автокефалии Украинской церкви на второй план отошел тот факт, что Украина не просто…
Читать дальше

Киев – новый Иерусалим Восточной Европы
Світлодіодне освітлення

На фоне событий вокруг предоставления Томоса об автокефалии Украинской церкви на второй план отошел тот факт, что Украина не просто еще одна из многих стран, которая получит автономию в делах православия. Именно в Киеве состоялся обряд Крещения Руси, и это не просто столица, а еще и сакральный город для восточноевропейского православия

Все знают и почитают Лавру. Но она была основана много позже времен князя Владимира Крестителя. Впрочем, многие связанные с ним объекты, места и память о них сохранились до наших дней. А сын Владимира Ярослав Мудрый не просто продолжил дело отца, а замахнулся сделать Киев ни много ни мало – новым Иерусалимом Восточной Европы.

Много Крещатиков: где именно крестили киевлян

Легенда. В 2018 году православные христиане отмечали 1030-летие Крещения Руси, и легенды довольно точно описывают, где именно это происходило. Обряд состоялся в устье реки Почайна, которая текла с нынешней Оболони на Подол и служила гаванью для судов. Собственно, Древний Подол стоял на берегу Почайны, а не Днепра, реки разделялись длинной косой, которую размыло в XVIII веке из-за неудачных гидротехнических работ.

Помимо Почайны, в этом месте в Днепр впадал Крещатицкий источник – один из многочисленных ручьев, стекавших со склонов. В водах этого ручья, по легенде, князь Владимир крестил своих сыновей, пока остальные горожане принимали обряд в водах Почайны. Интересно, что практически с того же холма, но с другой стороны берет начало небольшая река Крещатик, по руслу которой впоследствии была проложена одноименная улица.

Объекты. Место Крещения Руси было обозначено еще в начале XIX века: в 1802-1808 годах на набережной Днепра, в том месте, где когда-то заканчивалась коса, разделявшая Днепр и Почайну, был установлен памятник-колонна с двойным значением: как памятник князю Владимиру (известный как «нижний» памятник, хотя «верхний» – известная скульптура – появился намного позже, в 1853 году) и как монумент Магдебургскому праву, в честь его возвращения Киеву.

Еще столетие назад нижний памятник Владимиру был очень почитаем в Киеве – к нему в церковные праздники проводились крестные ходы, а под колонной была устроена часовня с чашей, куда вытекал Крещатицкий источник. Отсюда, кстати, происходит название улицы Набережно-Крещатицкой – как пути к месту крещения Руси. А до упорядочивания названий улиц в Киеве в 1863 году ее называли просто – Крещатик. В 1915 году к колонне от нынешней Европейской площади была проложена парадная лестница по проекту архитектора Михаила Бобрусова.

На Владимирском спуске располагается еще одна постройка с «библейским» наименованием – фильтр «Палестина». Действительно напоминающий небольшое церковное подворье комплекс насосной станции и водопроводного фильтра был построен в 1886-1887 годах на месте гостиницы «Палестина», располагавшейся на пути паломников. А между Владимирским спуском и лестницей есть целое заброшенное подворье Киевского водопровода 1870 годов постройки. Под ним находятся огромные помещения, которые служили фильтрами для закачиваемой с Днепра воды.

Наши дни. «Инфраструктура» крещения Руси постепенно ветшала и забывалась. В 1970-х с городских карт исчезла река Почайна. Когда в ее истоках при строительстве жилого массива Оболонь добывали песок для намыва площадки, вместо реки образовалась цепь озер-карьеров Опечень. Лестница к колонне Магдебургского права к 2000-м так обветшала, что была закрыла для прохода, а сам памятник также требовал реставрации. Впрочем, в тех же 2000-х в молодежном сленге Майдан Незалежности называли Крестом: встретимся на Кресте. Но никто не связывал это с сакральной тематикой здешних мест.

Годом начала новой жизни этих мест стал 2013-й. Накануне празднования 1025-летия Крещения Руси в городе «вспомнили» о лестнице и колонне, и довольно быстро была проведена реставрация. Практически ее отстроили заново – устроили новое бетонное основание, оставив от старой лестницы стертые за столетие ступени. Колонну также отреставрировали, облагородили площадь вокруг и даже украсили подземный переход, ведущий под шоссе к водам Днепра.

Неожиданно возродилась и Почайна. Активистке с Оболони Анне Гончаренко (известной как Аннабелла Морина) удалось разыскать остатки русла Почайны на Петровке, добиться возврата реки на карту города и переименования станции метро «Петровка», предотвратить строительство дороги над рекой и настоять на утверждении здесь парковой зоны, по обустройству которой уже проведен архитектурный конкурс.

Ныне же на кону – борьба за подземный музей на Почтовой площади, где при строительстве ТРЦ были найдены остатки древней киевской улицы. Он мог бы стать и музеем Крещения Руси – совсем близко к историческому месту. Еще одной локацией для создания музея Крещения Руси могли бы послужить подземные помещения фильтров водопровода – они ведь расположены у самой лестницы и сами имеют более чем столетнюю историю.

Почему ворота Золотые и где главная улица древнего Киева

Легенда. В разных статьях об истории происхождения названия Золотых ворот можно встретить разные версии – что были обиты золотом, что увенчивались золотыми куполами надвратного храма, даже что за проезд нужно было платить золотыми монетами. На самом же деле история их появления вполне однозначна: так Ярослав Мудрый задумал через градостроительство увековечить сакральную нить Иерусалим – Константинополь – Киев.

Превращая Киев в настоящую европейскую столицу, он взял за образец Константинополь. Ныне это мусульманский Стамбул, а тогда – столица Византии, Восточной Римской империи, на которую равнялись киевские князья. Впрочем, идею Золотых ворот как парадного въезда в город и сакрального символа константинопольцы взяли еще из Иерусалима.

Книга жившего на рубеже VII-VI веков до Рождества Христова пророка Иезекииля гласит: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (44:1-2).

Первую часть пророчества исполнил сам Христос – в Вербное воскресенье именно через эти ворота Он вошел в город. И до завоевания Иерусалима турками в 1517 году существовала традиция открывать Золотые ворота раз в год – именно на Вербное воскресенье, чтобы патриарх и горожане торжественно прошли через них.

А вот вторую часть пророчества Иезекииля исполнил в 1541 году турецкий султан Сулейман Великолепный – да-да, именно муж Роксоланы. Хотя Христос уже «воспользовался» воротами, среди населения Иерусалима распространялись чаяния о Втором Пришествии и верования, что Христос вновь войдет именно через Золотые ворота. Проходы были замурованы, а перед воротами Сулейман устроил кладбище, где хоронили самых доблестных воинов вместе с оружием.

Константинопольские Золотые ворота и вовсе дошли до нас только в виде исторических легенд и реконструкций. Они были выстроены в 320-х годах при Константине Великом как триумфальная арка в честь победы над Лицинием, в начале XVI века были серьезно повреждены во время землетрясения и впоследствии разобраны на стройматериал.

Объекты. Ярослав Мудрый значительно расширил укрепленный Верхний Город Киева. Если так называемый город Владимира занимал небольшую территорию в начале нынешней улицы Владимирской, то «город Ярослава» простирался между Золотыми воротами, Львовскими воротами (одноименная площадь, между ними – улица Ярославов Вал), включая город Владимира, и заканчивался Лядскими воротами на нынешнем Майдане Незалежности.

Золотые ворота служили парадным въездом в город, от них начиналась улица к площади перед главным храмом – выстроенной им же Святой Софией. И то же мы видим в Константинополе: и главный храм Софии, и Золотые ворота, и даже ту же главную улицу Меси от ворот к храму, по обе стороны от которой стояло еще два храма. В Киеве это Георгиевский и Ирининский монастыри, названные по именам Ярослава и его жены, принятым в крещении.

Наши дни

Трудно поверить, но Золотые ворота были в Киеве «с перерывом». Впервые парадный въезд в Киев упоминается в летописях в 1037 году. Считается, что ворота были разрушены во время монголо-татарских нашествий. После них Верхний город долго стоял в руинах, Софийский собор был заброшен, а киевляне жили в основном на Подоле. В 1755 году руины Золотых ворот засыпали землей – вероятно, для сохранности. И о них… забыли!

Легенду о Золотых воротах вспомнил археолог-любитель Кондратий Лохвицкий. Обнаружив в 1832 году у Андреевской церкви остатки деревянной конструкции, он ее собрал в крест и объявил, что его установил сам апостол Андрей Первозванный. Сей «факт» был признан горожанами и церковью, а заслуживший всеобщее уважение Лохвицкий собрал средства среди зажиточных киевлян на поиски Золотых ворот и в том же 1832 году «открыл» их вновь!

«Новый памятник» сразу начали приводить в порядок: архитектор Ф. Михевич вмонтировал между сохранившимися древними стенами железные перекладины, а в 1837-1838 годах руины укрепили кирпичной кладкой при участии архитектора В. И. Беретти. В 1982 году, к празднованию первого «Дня Киева», над остатками Золотых ворот был построен павильон-реконструкция парадного въезда в город. К 2000-м постройка обветшала, и во время ремонта не только был восстановлен механизм подъема решетки ворот, но и устроен сквозной проход – с внешней стороны ворот в 1980-х годах был большой деревянный балкон-тупик, сейчас же – широкая парадная лестница.

Золотоворотская улица сохранилась, однако, по ней уже не придешь к самой Софии. На перекрестке улицы Золотоворотской и Георгиевского переулка располагалась Георгиевская церковь, заложенная также Ярославом в XI веке и отстроенная в 1752 году. Однако в 1934 году храм разрушила советская власть, а в 1936-1937 годах в торце улицы, перегораживая вид от Золотых ворот к Софийскому собору, строят жилой дом для Киевского военного округа.

Архитектору Иосифу Каракису передали участок с сохранившимися фундаментами храма, на которых должно было стоять новое здание. Однако архитектор сделал все что мог в те годы, чтобы не «затереть», а подчеркнуть древний градостроительный ансамбль. В итоге здание было размещено так, чтобы фундаменты не были застроены (на их месте сейчас клумба с памятником пограничникам), а в торце улицы в доме была устроена арка, и если эти ворота открыть и убрать заборы, то можно было бы выйти на подворье Софии.

В проекте Каракиса на углу дома появилась башенка в стиле барокко, сочетавшаяся с куполами собора и колокольни. Однако она так и не была достроена. Ее разобрали по указанию Хрущева после замечания польского коммуниста Вацлава Гомулки: «Что-то у вас много церквей в Киеве сохранилось».

Ирининский храм, как и Георгиевский, был заложен Ярославом Мудрым, разрушен в результате монголо-татарского нашествия и считался утраченным, пока в 1833 году при прокладке Владимирской улицы не нашли в толще средневекового вала остатки фундаментов и стен. Один из столбов храма облагородили – так появился «Ирининский памятник», стоявший на перекрестке нынешних улицы Владимирской и Ирининского переулка просто посреди проезжей части. В 1932 году памятник снесли, в 2013 году на стене здания СБУ установили табличку в память об Ирининском храме, однако вскоре она почему-то исчезла.

…Такое градостроительно-сакральное наследие оставили киевлянам Владимир Великий и Ярослав Мудрый, однако это далеко не все. Древнейший каменный храм – Десятинная церковь – хоть и находилась в тени Софии Киевской, однако стала частью Золотого треугольника – системы храмов Верхнего Центра, сформировавшейся на закате расцвета Киевской Руси. Многоплановы истории Михайловского монастыря, Андреевской церкви, таинственного монастыря Феодора. Возродился и знаменитый Святой путь от Софии. Все это элементы единого плана города Киева как Третьего Иерусалима.

Великий Київ у Google News

підписатися