Автомобили-призраки, схемы по уклонению от уплаты штрафов, да и просто отсутствие таковых в законодательстве, бегство с места ДТП – вот результат либерализма на дорогах. Патрульная полиция Киева старается контролировать те места, где наибольшее количество нарушений, однако самих нарушителей наказать сейчас крайне сложно
ДТП в Киеве стало меньше, а смертей – больше
Определить только по статистике нравственность водителей практически невозможно. Количество нарушений на дороге зависит в первую очередь от численности машин в городе, рассказали в Управлении патрульной полиции Киева. Автотранспорта стало больше в период активного кредитования. Потом с началом боевых действий на востоке страны часть украинцев переехала в столицу вместе со своими машинами. Чем больше авто – тем больше происшествий.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Однако, несмотря на рост автопотоков, статистика в Киеве даже улучшилась: если в 2016-м и 2017 году за восемь месяцев было чуть более 27 тысяч дорожно-транспортных происшествий, то в этом году за те же восемь месяцев – чуть более 24 тысяч. По словам правоохранителей, это результат кропотливой работы. В управлении детально изучают причины происшествий и передают информацию патрулям. Стало больше нарушений при проезде перекрестка – и патрули увеличивают внимание этим местам.
За 8 мес. каждого года |
Количество ДТП за 8 мес. |
Травмированы |
Погибли |
2016 |
27033 |
1932 |
64 |
2017 |
27416 |
1810 |
101 |
2018 |
24035 |
1653 |
97 |
За три последних года количество травмированных уменьшилось. А вот погибших, если сравнивать с 2016-м, да еще и в процентном отношении к ДТП, стало заметно больше. Хотя в Киеве статистика по травмам и смертности лучше, чем в областях. Разбиваются же преимущественно на скоростях, а в столице особо не разгонишься. «Чтобы предупредить рост скоростей – освещаем в СМИ и работу патрульных, и сами ДТП, – поясняет начальник отдела розыска и обработки материалов ДТП Управления патрульной полиции в Киеве подполковник Анатолий Пересадов. – Одно время по городу стояли «Газели» с видеооборудованием. Нарушителей скоростного режима заводили в такой автомобиль и показывали видеоролики с последствиями тяжелых ДТП, с погибшими. Конечно, потом впечатления стираются с памяти, но какое-то время человек будет ездить осторожно».
Не детская тема
К счастью, дети в ДТП попадают не так часто, как взрослые. Менее 1% происшествий связано с детьми. Это если в долях считать. А если родительским сердцем – то цифра ужасает: почти в двухстах происшествиях участвовали дети.
За 8 мес. каждого года |
Количество ДТП с участием детей |
Травмированы |
Погибли |
|
|
|
|
2017 |
220 |
197 |
5 |
2018 |
198 |
176 |
2 |
Здесь следует отметить, что степень тяжести травм в статистике не учитывается, а последствия от них могут быть самыми разными, вплоть до самых худших.
Автокресла и ремни безопасности очень необходимы. «В момент удара непристегнутый человек бьется головой о лобовое стекло, а может даже и вылететь, в таком случае подушка безопасности может нанести дополнительный вред», – рассказывает Анатолий Пересадов. Однако, по его словам, меньше половины водителей и пассажиров авто пользуются ремнями безопасности.
Причины банальны
Одна из главных причин травматизма и смертности на дорогах – скорость. К ДТП с неприятными последствиями также приводят неудачные маневры, привычка крутить руль и перестраиваться из полосы в полосу.
Тап-3 причин ДТП
- Нарушение правил маневрирования – 45,3% ДТП.
- Несоблюдение дистанции – 26,6%.
- Превышение безопасной скорости – 10,5%.
«В Киеве много пробок, особенная дорожная обстановка и часто происходят ситуации «затер», «притер». Самое поразительное, что хотя само нарушение есть, штраф за него отсутствует», – поясняет Пересадов. Максимум, что могут сделать полицейские человеку, создавшему аварийную ситуацию на дороге, это вынести предупреждение. Видимо, законодатели, внося изменения в административный кодекс, просто забыли указать ответственность за нарушение. Это, кстати, не единственный казус в законе. Его давно пора менять, считают в полиции.
Сбежать с места происшествия выгодно
Сейчас на дорогах множество автомобилей-двойников: машин в таком же цвете, такой же модели и с такими же номерами, делятся сотрудники патрульной полиции. Узнают правоохранители это постфактум: виновник ДТП скрылся, камеры зафиксировали номер машины, нашли ее и хозяина в другом городе, вызывают, а он в полном недоумении приезжает на целом и невредимом авто. Полицейские по своей системе начинают проверять и понимают, что были две абсолютно одинаковые машины в разных городах. Поймать «подделку» можно, только подняв капот, но проверок сегодня, как известно, на дорогах не проводят.
Законодательство необходимо менять целиком и комплексно. Авто по доверенности – и нет ответчика за аварию. В полиции считают, что ответственность должна лежать в первую очередь на хозяине машины и сниматься с него, только если он предоставит истинного нарушителя. Отдельная история – штрафы. За то, что скрылся с места нарушения – 255 грн. А за вождение в состоянии алкогольного опьянения – 10 200 грн и лишение водительских прав. Часто даже пьяные водители быстро понимают, что им выгоднее сделать, и не важно, что камеры все зафиксировали, – завтра не будет алкогольного опьянения, тогда и с повинной явиться можно. Даже обоснованные штрафы за вполне очевидные нарушения не всегда возможно взыскать с водителей. Это в первую очередь киевская проблема. Раскрывать способ уклонения не хочу, но проблема есть – и тоже законодательного характера.
В соседних странах хорошо развит автоматический контроль и строгое действие закона. «Как это работает, например в Германии. Превысил скорость – сфотографировали и прислали водителю фотографию. Все стремятся быстрее заплатить штраф, потому что через десять дней сумма значительно увеличится. А если и его не заплатит нарушитель (ну нет денег, ну что делать – так относятся у нас) – придет полиция и в наручниках повезет в суд. И уже в суде и несвободным человек будет доказывать, объяснять свое сложное финансовое положение. Возможно, ему действительно присудят первоначальный штраф, но доводить дело до наручников, как правило, никто не хочет.
В Киеве же пока даже фотофиксации как таковой нет.