Спортивный Киев – 1918: что заботило офицеров

Автор: Евгений Голодрига
07:01 25.09.2018

Огромную помощь киевской спортивной общественности оказали представители армейских кругов – физическая культура была одной из главных составляющих военной подготовки. Многие…
Читать дальше

Спортивный Киев – 1918: что заботило офицеров

Огромную помощь киевской спортивной общественности оказали представители армейских кругов – физическая культура была одной из главных составляющих военной подготовки. Многие отставные и служащие офицеры, жившие в столице в 1918 г., сделали весомый вклад в развитие этой сферы – среди них было немало фанатиков спорта

Оправдывая девиз…

Трудно переоценить вклад армии в развитие украинского спорта. Зачастую именно военные были наиболее горячими его поклонниками. И тому есть вполне объяснимые причины.

Гимнастические упражнения в кадетском училище

Военная служба – это всегда физическая активность. И умение владеть своим телом – непременная составляющая подготовки командного состава. Занятия в конных манежах, фехтовальных залах, на силовых тренажерах и т. д. входили в обязательную программу военных училищ.

Преподавали же все это будущим офицерам люди, зачастую сами страстно увлеченные своими предметами. И умевшие своими уроками, своим примером вызвать у слушателей ответный энтузиазм.

Сто лет назад и в офицерских собраниях, и в приватном общении спортивные темы обсуждались как сами собой разумеющиеся. Это были не просто досужие разговоры, а дебаты со знанием дела – здесь олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» подкреплялся конкретными делами. И то, что в гимнастических обществах и среди основоположников многих направлений в украинском спорте преобладали военные, никого не удивляло.

Юнкера на спортивных снарядах

Порою такая «одержимость» не только приносила офицеру всеобщие известность и восхищение, как пилоту Нестерову, но даже спасала жизнь. Интересен в этом смысле случай, пересказанный «Новой Радой».

Конец января 1918 г., разгар красного террора, развязанного только что захватившими Киев войсками М. А. Муравьева. Группу офицеров, среди которых генерал К. А. Крылов, ведут в Мариинский парк на расстрел. Проходя мимо Печерского ипподрома, один из арестованных, капитан П. Мокшанский, вырывается из строя обреченных людей и одним прыжком преодолевает забор выстой в полторы сажени (более трех метров). Растерянный конвой мешкает с открытием огня, и, конечно, палит «в белый свет». Пользуясь суматохой, офицеры рассыпаются в разные стороны и избегают казни. Позже чудом спасшийся Мокшанский служит преподавателем гимнастики в киевской школе подстаршин (унтер-офицеров).

При всей увлеченности спортом как таковым, все же существовали виды состязаний, которые были военным ближе. Как, скажем, верховая езда.

Гетман П. Скоропадский верхом

«…В седле я буду строг и прям»

Сто лет назад кавалерия была одним из основных родов войск в любой армии мира. Мощная и мобильная, она порой становилась главным фактором победы и в отдельных сражениях, и в военных кампаниях в целом.

П. Скоропадский выполняет кавалерийские упражнения

Поэтому умению ладить с лошадью уделялось пристальное внимание в училищах, а пристрастие к этим животным воспитывалось с малых лет. Неудивительно, что конные состязания были среди военных одним из любимых видов спорта. И киевским жокеям было что показать.

Летом-осенью 1918 г. на Печерском ипподроме (сейчас ул. М. Омеляновича-Павленко, 9) регулярно проходили состязания – бега, скачки, собиравшие массу зрителей. Об этом еженедельно информировали читателей киевские газеты.

Киевский ипподром

Но эпоха потрясений безжалостным катком прошлась и по конному спорту. В ходе Мировой войны огромную массу лошадей изъяли у частных владельцев. Правда, спортивных фаворитов и племенных пощадили – все же это был золотой фонд страны.

На ипподроме

Совершенно иначе обстояли дела во время большевистской оккупации. «Новые хозяева» брали все и вся, без разбора. И даже спустя три месяца после бегства большевиков продолжался розыск коней, ими отнятых, из конюшен Екупина, Рафаловича и других. Часть была найдена, но некоторые пропали бесследно, а ущерб составил около 1 млн карб.

К тому же, пишет «Відродження», хозяйственная разруха еще не преодолена и губительно сказывается на отрасли. Чтобы не добить ее окончательно, уместно даже прибегнуть к жестким мерам: запретить вывоз за пределы Украины конского материала.

Но даже в таких неблагоприятных условиях местные коннозаводчики сохранили марку. В негласном соперничестве лучших конюшен Вены, Берлина и Киева по итогам соревнований Украина сохранила первенство.

Выставка лошадей в Киеве

Интерес к конным состязаниям проявляли и союзники. На ипподроме с удовольствием упражнялись германцы. 23 сентября здесь при огромном стечении народа был проведен их военно-спортивный праздник.

Германская кавалерия в Киеве

Впрочем, не лошадьми едиными – автомобиль все увереннее завоевывал себе место под солнцем. К 1918 г. уже многие годы каждое лето для части киевлян начиналось с «автомобильной экскурсии» – своеобразного автопробега и по окрестностям города, и даже до Варшавы, Тарнополя, Львова, Вены. Правда, из автомобиля конное упражнение «рубка лозы» выполнять затруднительно. А ведь каждый офицер всегда был при шашке.

«Шпаги звон как звон бокалов…»

Штыковая атака в украинской армии

Без умения использовать холодное оружие в то далекое время было просто никуда. Часто все марши и маневры на поле боя заканчивались штыковой атакой, ударом конной лавы и лихой сабельной рубкой.

Конная лава перед атакой

В военных школах этому обучали тщательно.

Фехтование в военном училище.

Более того, фехтование ценили и сугубо мирные люди. А преподаватели не жалели сил, популяризуя этот вид спорта, группируя вокруг себя всех увлеченных.

М. Очеретько, преподаватель фехтования Киевской школы старшин

В двадцатых числах июня группа бывших офицеров выступила с инициативой основать в Киеве «Первое общество любителей фехтования в Украине», где бы все желающие могли ознакомиться с приемами владения холодным оружием: саблей, палашом, копьем и т. д.

Планировалось реконструировать запорожские боевые приемы. Всех хоть что-нибудь знающих по этой теме приглашали обращаться в клуб домового комитета «Россия» на Крещатике.

Впрочем, здесь опередила столицу Южная Пальмира: в Одессе в конце июня уже открылось гимнастическое фехтовальное общество. Поэтому в Киеве решили пока инициативу отложить.

Фехтовальный уклон явно просматривался и в офицерской помощи по физическому воспитанию киевской молодежи. Военные с энтузиазмом поддержали инициативу родительских комитетов об организации в городе курсов для подготовки учителей гимнастики, фехтования, танцев и пр., сразу же включившись в работу.

Были составлены полный (двухлетний) и сокращенный (трехмесячный) курсы. Для слушателей из провинции обустраивался интернат на 25 человек. С 1 сентября начались занятия, и в течение 1918-19 учебного года планировалось подготовить два выпуска специалистов.

Занятия на курсах вели преподаватель варшавской гимназии полковник Попов, московский учитель гимнастики В. К. Марзинг, известный киевский спортсмен капитан Б. М. Куликов, д-р Анохин, С. С. Ленчевский, знаменитый мастер фехтования П. А. Заковорот и другие.

П. А. Заковорот

А пока капитаны и полковники упражнялись на клинках, генералитет присматривался к парусам.

«Как вы яхту назовете…»

Нагрудный знак Киевского Императорского яхт-клуба

О процветании в Киеве водных видов спорта исследователи пишут много и подробно. Собрана внушительная коллекция исторических артефактов на эту тему, а ствол старинной пушки завода Круппа Киевского яхт-клуба хранится в яхт-клубе Киевского городского дворца детей и юношества на Киевском море.

Сигнальная пушка Киевского яхт-клуба

Но о том, как развивался спорт на воде в 1918 г., информации практически не найти. Правда, кое-что проясняет тогдашняя пресса.

Набережная на Трухановом острове

Императорский яхт-клуб появился в Киеве в 1887 г., снова после Одессы – вслед за Черноморским яхт-клубом (1875 г.). Он расположился на Трухановом острове в специально выстроенном для него здании, с теплой мастерской, шлюпочным помещением, спасательной станцией, парком и клубной гаванью.

Гавань Киевского яхт-клуба.

Зимой совет клуба заседал на ул. Фундуклеевской, 10 (сейчас Богдана Хмельницкого). За время его существования здесь было воспитано множество мастеров хождения под парусом, построена масса спортивных яхт по последнему слову тогдашнего судостроения.

На 1888–1913 гг. пришелся расцвет деятельности клуба. Киевские яхтсмены ежегодно устраивали первенства, принимали участие в Первой всероссийской олимпиаде 1913 г.

С началом Мировой войны активность здесь снизилась, хотя занятия и соревнования под руководством командора А. Э. Страуса (Штрауса) продолжались. Но революционные события 1917-18 гг. нанесли по сообществу яхтсменов ощутимый удар: артиллерийские обстрелы, смерть товарищей.

Командор Киевского яхт-клуба А. Э. Страус

Открывая сезон-1918 с надеждой на лучшие времена, его новый командор, отставной военный врач Е. Ф. Гарнич-Гарницкий решил вначале отдать дань погибшим. Состязанием 26 мая открылся турнир памяти жертвы красного террора М. И. Головача, известного киевского адвоката, фанатичного поклонника спорта, неоднократного арбитра парусных гонок.

Первый тур на яхте «Бурун» выиграл инициатор состязания тренер В. К. Чечет, летчик-истребитель Мировой войны, хорунжий украинской армии, впоследствии эмигрант, изобретатель трехкорпусного спортивного судна – тримарана.

Первый тримаран В. К. Чечета, США, 1945 г.

Высшее военное руководство украинской державы и лично гетман испытывали слабость к парусникам. Поэтому развитию водного спорта в Киеве были обеспечены повышенное внимание и поддержка. П. Скоропадский и генерал-фельдмаршал Эйхгорн посетили яхт-клуб 21 июня и присутствовали на речных гонках. Их имена занесли в книгу почетных гостей, а клуб поставил вопрос о праве именоваться «Гетманским».

Военный министр украинской державы генеральный бунчужный А. Ф. Рагоза

Через три недели П. Скоропадский и сам стал… яхтсменом. 15 июля на гетманской яхте капитаном Зеленым под звуки украинского гимна был торжественно поднят государственный флаг. На празднество прибыли на борту парохода «Гончаров» высшие военные и гражданские чины украинской державы: военный министр А. Ф. Рагоза, министр путей сообщения Б. А. Бутенко и другие.

На Трухановом острове нашли приют и любители весельного спорта. 18-19 августа шесть гребных судов совершили пробег в 100 верст до Николаевской пустыни (Екатеринославская губерния, место впадения р. Самары в Днепр) и обратно.

Киевские гребцы

Киевское офицерство также организовало в городе курсы плавания. Как методические руководства для занятий использовались книга полковника А. Д. Шеманского «Искусство плавания» и другие пособия.

Учебник «Искусство плавания»

22 сентября Киевский яхт-клуб завершил сезон-1918. На воду вышли все суда. После гуляния яхтсмены поставили их на зимнюю стоянку. Как потом стало ясно, очень надолго. Впереди была большевистская конфискация, растаскивание имущества, пожар, уничтоживший большинство судов. Лишь после передачи базы на Трухановом острове в 1924 г. Дворцу пионеров, и то спустя 13 лет, в 1937 г., здесь возобновились тренировки.

Но Киев в 1918 г. отличился не только состязаниями под парусом, на ипподроме и ринге. Его смело можно именовать городом чемпионатов – столичные спортсмены приняли в участие не в одном первенстве того времени.

Великий Київ у Google News

підписатися