Транспорт в городах завтрашнего дня

Автор: Григорий Мельничук
10:10 19.06.2018

В обозримом прошлом транспорт всегда играл роль некоего символа прогресса и занимал центральное место в различных картинках городов будущего. Чего…
Читать дальше

Транспорт в городах завтрашнего дня
Світлодіодне освітлення

В обозримом прошлом транспорт всегда играл роль некоего символа прогресса и занимал центральное место в различных картинках городов будущего. Чего только не придумывали: и атомные локомотивы, и струнные монорельсы, и гироскопические автобусы – множество различных технических решений, многие из которых «доросли» до тестовых экземпляров.

Особенно популярными были всевозможные летающие автомобили. Правда, никто не задумывался, что они могут падать на головы прохожих. Сегодня в тренде автопилоты. Столкновение с реальностью, развитие традиционных средств передвижения и одновременно с этим трансформации городского планирования и социальной жизни погубили не один вид транспорта будущего.

Летающие автомобили должны были прибывать в автопорты

На самом деле летающих автомобилей построили уйму, но они не получили распространение

С другой стороны, дальнейшая урбанизация обусловила увеличение плотности населения в городах и их территориальное расширение, а рост благосостояния, помноженный на автомобилизацию, и вовсе привел к критической ситуации – люди стали терять в поездках слишком много времени, расплачиваясь за это экологическими проблемами.

 

Гигантская пробка в Лос-Анджелесе 

Да и мир вокруг меняется достаточно быстро – так что просто транспортные решения, какими бы футуристическими они ни были, уже недостаточны для урегулирования проблемы перемещения людей и грузов. «Большой Киев» заглянул в будущее транспорта в городах – не в поисках впечатляющих картин, а основываясь на реальных трендах.

Тенденции будущего: как меняются города и люди

Модно говорить, что будущее наступает стремительно быстро, на самом же деле мир меняется постепенно, изо дня в день. А основным тенденциям уже не год и не два, их мы уже видим за окном.

1. Планировочные решения городов. То, как построены города, в первую очередь определяет потребности в транспорте и технические решения. Знаменитая идиллия «одноэтажной Америки» предполагала наличие личного автомобиля. Индустриальные города нуждаются в общественном транспорте для подвоза рабочих на заводы-гиганты. В постиндустриальных городах заводы заменили офисы, но спальные районы остались.

Футурологи видели города будущего как скопища транспортных эстакад

Сейчас мы видим стремительную децентрализацию городов, и это лучший способ уменьшить спрос на поездки. В каждом крупном районе появляются различные магазины, ближе к местам расселения располагаются медицинские, административные, культурные, развлекательные и другие заведения. Вслед за ними «на районы» перемещаются офисы – и, как результат, спрос на поездки «в центр» падает.

Эстакады построили, но они обернулись еще большими пробками. Итог – ведущие города мира сносят эстакады, создавая «улицы для всех». Сан-Франциско и Марсель

2. Эмансипация социальных групп. Изменения в структуре занятости и демографии повлияли на транспорт гораздо сильнее технических инноваций. Да и для транспорта вообще приоритетной целевой аудиторией были относительно молодые мужчины – рабочие, пользующиеся общественным транспортом низкого качества, парни с опасными мотоциклами или более зажиточные мужчины на дорогих быстрых автомобилях.

Женщины борются за право не выбирать между работой и детьми: депутат японского парламента с новорожденным

Активные мамы не сидят дома

Увеличение занятости женщин в самых разных профессиях поставило более высокие требования к общественному транспорту, велоинфраструктуре, ведь автомобиль исторически больше мужская игрушка. Активные мамы даже с маленькими детьми уже не хотят перемещаться только по своему кварталу, как и люди пожилого возраста, которых все больше, не желают просто доживать свой век сидя дома. В результате эмансипации и другие социальные группы заявили свои права на улицы и на свободу перемещения.

Инвалидность давно не приговор остаться без работы

3. Изменения в потреблении. Впервые за многие десятилетия транспорт перестает быть символом успеха и богатства. Весь ХХ век владение собственным автомобилем (а на заре века – телегой) считалось символом успешной жизни. Теперь же даже в автомобильной Германии молодежь все позже садится за руль, откладывая приобретение транспортного средства в основном на семейную жизнь. На острие моды – коммуникационные технологии, всевозможные гаджеты, а машины становятся таким же предметом быта, как например холодильник.

Еще совсем недавно у молодежи в приоритете были авто

Сейчас в моде гаджеты

4. Технологические возможности. Едва ли не больше всего на транспорт повлияли информационные технологии. GPS-системы стали обязательным элементом коммерческого, общественного и коммунального транспорта. Отслеживая местоположение транспортных средств, можно уменьшать затраты, делать почти идеальную диспетчеризацию, планировать поездки – и, конечно же, получать уйму данных для аналитики.

Истории создания автомобилей с автопилотами – десятилетия. На самом деле – испытания круиз-контроля

Но прогресс не стоит на месте не только в части таких революционных инноваций. Техника становится экономичнее, надежнее, долговечнее, вместо тотального износа и замены чаще проводят модернизации, те же трамваи ходят десятилетиями! Появляются и новые возможности – например, более емкие аккумуляторы породили и троллейбусы с автономным ходом, и всевозможные микромобили – «табуретки с моторчиком», и те же электробусы.

5. Законодательные ограничения. Хотя традиционно регуляторные акты несколько отставали от технического прогресса, сейчас все больше появляется как раз опережающих законов и норм – мир научился планировать устойчивое развитие. В первую очередь ограничения связаны с экологией, ведь с ликвидацией в городах «грязной» промышленности именно автомобили стали главными загрязнителями воздуха. Второй важный аспект – безопасность.

В итоге мы имеем постоянное ужесточение экологических норм – вплоть до запрета дизельных автомобилей, радикальное ограничение скорости (50 км/ч в городах и 30 км/ч в жилых районах), жесткие требования к безопасности авто, а также строительные нормы со всеми этими островками безопасности и другой инфраструктурой.

Великий Київ у Google News

підписатися